#Арт-обзор за неделю 11.04.-18.04.19

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

Малявин Вихрь_Пешич

Малявин Вихрь Пешич

11.04.19. В Музее Москвы была представлена выставка «Гоголь в Москве», которая приурочена к 210-летию писателя и посвящена московскому периоду его жизни и творчества. В экспозиции представлены уникальные экспонаты из коллекции Музея Москвы, среди которых первое издание «Мертвых душ». «Гоголь уникален тем, что его по-разному понимали в разные эпохи. Для младших современников он — реалист, обличитель пороков общества, для Серебряного века — мистик, видящий сон о России, а его герои — духи зла, мелкие бесы, вселяющиеся в людей. Сегодня Гоголь — часть массовой культуры, это прежде всего его экранизации, а сам он — герой хоррора, популярный почти как Бэтмен. Для нас же Гоголь интересен как гений, намного опередивший свое время, среди прочего описавший вечные русские типы и создавший тот современный живой язык, на котором мы разговариваем и сейчас» — Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы и куратор выставки. Выставка работает по 02.06.19.

Фото предоставлены Музеем Москвы

11.04.19. Музей Москвы и галерея «Триумф» представили выставку живописи Александра Якута «Неон». В залах Музея Москвы представлены новые работы известного московского художника и куратора – это темные, сумеречные полотна, изображающие пригород и наполненные внутренним свечением. Этим объясняется и название выставки. Проект образует единое целое из 20 работ, некоторые из которых были закончены совсем недавно и показаны впервые. Образ пригородной жизни в работах Александра Якута, далек от идиллии с образом односемейного дома с палисадником, это не альтернатива современного мегаполиса, а его темный двойник, безлюдное пространство. Архитектурное решение экспозиции усиливает этот образ — удлиненное темное пространство, которое, по замыслу художника, ассоциируется с любимым образом Дэвида Линча – ночным шоссе, как бы рождающимися из темноты. Выставка работает до 12.05.19.

Фото предоставлены Музеем Москвы

12.04.19. Галерея Беляево представила проект «Детство куратора». Выставка приурочена к  80-летию искусствоведа и куратора Виталия Пацюкова. Ключевой сюжет экспозиции – страницы биографии куратора Виталия Пацюкова. Предметный мир детства воссоздается с помощью личных памятных вещей. Путешествуя в мирах своих личных переживаний, куратор фиксирует микроперемены механизмов культуры, соединяет две абсолютно разные «экспозиции» – локальное жизненное пространство и весь универсум. Другие сюжеты проекта – естественные диалоги людей, их открытое, незащищенное появление на публике. Участники проекта: Виталий Пацюков, Катя Бочавар, Леонид Бажанов, Ирина Горлова, Карина Караева, Александра Селиванова, Владимир Смоляр, Анастасия Козаченко-Стравинская. Авторы представленных на выставке произведений: Илья Кабаков, Леонид Тишков, Елена Волкова, Павел Леонов, Хаджумар Сабанов, Василий Романенков. Партнеры проекта: Музей индустриальной культуры, Музей органической культуры (Коломна). Выставка работает до 19.05.19.

Фото предоставлены Галереей Беляево

12.04.19. В пространстве Агентства Art Ru открылась групповая выставка «Земля/Небо». Участники проекта размышляют о том, как индивид вынужден включать собственное присутствие в мир, где уже произошла конвергенция разных форм жизни, включая внеземные, опасные и неисследованные. Эта необходимость приспосабливаться соотносится с темами искусственного создания нового человека в духе евгеники или же расширения ареала обитания за пределы Земли. Будущее, которое представляется утопическим «дивным новым миром», грозит в любой момент превратиться в антиутопию, отсюда и ведущие смыслы в представленных работах – экологические, гуманистические и сциентистские. Участвуют художники: Пётр Беленок, Марина Кастальская, Александра Паперно, Олег Васильев, Александр Панкин, Сергей Шутов, Андрей Хлобыстин, Иван Плющ, Дмитрий Шабалин, Денис Прасолов. Выставка работает до 22.05.2019.

Фото предоставлены Агентством. Art Ru

12.04.19. В Галерее Промграфика состоялось открытие выставки «Секретный сад». Это цикл живописных работ Ривки Беларевой, в которых художник исследуют различные состояния и формы человеческого сознания, памяти, психики, создавая при этом очень выразительные, одновременно яркие и воздушно-прозрачные женские образы.

Фото предоставлены автором, художником Ривкой Беларевой

Ривка Беларева рассказала Cabinet de l’art о своём проекте: «Название моей новой серии работ «Секретный сад»/Giardino segreto — родилось из европейской идеи сада как места, где хозяин может остаться наедине с самим собой, своими мыслями и переживаниями. В европейской культуре сад являлся прообразом идеального мира, упорядоченного пространства, рая — в противовес силам хаоса невозделанной природы. Одновременно сад — это внутренний мир человека. Я представляю в галерее Промграфика законченный проект — совсем новые работы, я создала их довольно быстро, как цельное высказывание. Продолжения не будет. При работе я использовала натуру, есть сложные позы и драпировки, платья, ткани, которые требовали тщательной проработки. Однако отталкиваясь от реальности, я намеренно отходила от портретного сходства. Целью было создание вневременных, ускользающих, зыбких образов, которые вызывали бы у зрителя разные эмоции, будили бы его подсознание, рождали воспоминания, погружали бы его внутрь себя, вызывали чувство сопричастности этому пути». Выставка работает до 17.04.19.

Фото предоставлены автором, художником Ривкой Беларевой

15.04.19. Государственная Третьяковская галерея при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Посольства Королевства Норвегия в Москве в рамках Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» впервые масштабно представила в России выставку всемирно известного норвежского художника Эдварда Мунка (1863–1944), одного из родоначальников экспрессионизма.

Эдвард Мунк Крик, 1893 Картон, пастель. Первый вариант композиции Музей Мунка (Осло, Норвегия)

Эдвард Мунк Крик, 1893 Картон, пастель. Первый вариант композиции Музей Мунка (Осло, Норвегия)

В экспозиции представлено более 120 экспонатов, среди которых 64 живописных, 37 графических произведений, 14 фотографий, мемориальные предметы и документы из собраний Музея Мунка в Осло, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственной Третьяковской галереи. Куратор: Татьяна Карпова. Помимо наиболее ожидаемого произведения — самой ранней графической версии (1893) знаменитой картины «Крик», в состав выставки вошли работы из всех главных циклов и серий художника, к которым он возвращался на протяжении многих лет. Среди них — «Танец жизни», «Поцелуй», «Мадонна», «Девушки на мосту», «Вампир», «Созревание» и другие. Задача московской выставки представить всю многозначность и разнообразие творчества художника, показать, что Мунк — создатель не только культовой картины «Крик», но и круга значимых работ, определивших важнейшие тенденции в искусстве. Сквозная тема выставки — влияние Фёдора Достоевского на формирование мировоззрения и образного мышления художника. Достоевский и Ибсен — любимые писатели Мунка.

Эдвард Мунк Ревность I, 1896 Литография, доработанная вручную гуашью и акварелью Музей Мунка (Осло, Норвегия)

Эдвард Мунк Ревность I, 1896 Литография, доработанная вручную гуашью и акварелью Музей Мунка (Осло, Норвегия)

В экспозиции представлены книги русского писателя и монографии о нем из личной библиотеки Мунка. Экспозиция в Инженерном корпусе сгруппирована тематически, по жанрам и видам творчества Мунка: «Пейзаж», «Художник и модель», «Портрет», «Автопортрет», «Графика», «Фотография». Центр экспозиции — цикл картин «Фриз жизни». Художник называл этот цикл «поэмой о жизни, любви и смерти» и работал над ним более 30 лет. Мунк писал, что «„Фриз“ задуман как серия декоративных работ, которые вместе должны создавать картину жизни». Под патронатом Посольства Королевства Норвегия в Москве специально к выставке подготовлена международная образовательная программа — лекции о жизни и творчестве Эдварда Мунка, о влиянии литературы и философии на его искусство, презентации книг и кинопоказы. IV Международный фестиваль камерной музыки VIVARTE, который пройдет в зале Врубеля Третьяковской галереи с 26 мая по 2 июня 2019 года, на этот раз посвящен выставке Эдварда Мунка и русско-скандинавским связям в изобразительном искусстве. В фестивале примут участие известные норвежские и датские музыканты. Выставка работает до 14.07.19.

Эдвард Мунк Крик, 1893 Картон, пастель. Первый вариант композиции Музей Мунка (Осло, Норвегия)

Эдвард Мунк Крик, 1893 Картон, пастель. Первый вариант композиции Музей Мунка (Осло, Норвегия)

Фото предоставлены Государственной Третьяковской галереей

16.04.19. Государственный музей Востока представил выставку «Белое золото китайских императоров. Из коллекции Кирилла Козина». Кирилл Козин — антиквар и коллекционер. В экспозиции представлено около 150 предметов китайского фарфора начиная с периода Сун, Юань, Мин, Цин, Тан и заканчивая республиканским фарфором. Кураторы выставки: Кирилл Козин, Мария Меньшикова. Выставка работает до 12.05.19.

Фото предоставлены Государственным музеем Востока

Фото предоставлены Государственным музеем Востока

16.04.19. В Центральном выставочном зале «Манеж» состоялась пресс-конференция и торжественное открытие Russian Antique & Art Fair — ведущей ярмарки антиквариата и современного искусства в России. В едином пространстве Компания «Экспо-Парк. Выставочные проекты» представила ведущие антикварные галереи, галереи современного искусства, дизайн и ювелирные дома премиум-класса. Среди жемчужин ярмарки – произведения, достойные музейных собраний. Например, «Богоматерь Одигитрия», уникальный памятник русской иконописи из коллекции галереи «Русский авангард 10–30-х гг.».

Работы Алексея Алпатова. Фото предоставлены галереей 11.12. Gallery

Галерея Kunstberatung Zürich специально для России подготовила экспозицию произведений известных художников-модернистов: живопись Петрова-Водкина, Тамары де Лемпицки, графику Сальвадора Дали и других. Особое место занимает экспозиция, приуроченная к 175-летию со дня рождения В. Д. Поленова. Полотна художника представлены в экспозиции Частной коллекции «Альтруист», на стендах галерей «Кардашиди Арт», «Русские сезоны», «Элизиум», «Веллум».

Галерея Полет. Фото предоставила Диана Воуба

Антикварная галерея «Петербург» главной темой своей экспозиции выбрала лирический взгляд художника в эпоху исторических перемен и представила более 30 знаковых произведений русской живописи последней четверти XIX века – 20-х годов ХХ века. Дизайн-студия «Инартэкс» собрала коллекцию французского художественного стекла эпохи модерна. Тема садов и парков в живописи Н.Е. Маковского, К.А. Сомова и В.Э. Борисова-Мусатова с их безусловным романтическим очарованием и почти ощутимым дыханием цветов прекрасно раскрывается в коллекции живописи и графики Любови Агафоновой и галереи «Веллум». Ярмарка работает до 21.04.19.

Галерея pop/off/art. Ольга и Олег Татаринцевы из проекта No Comment. 2013 г

Галерея pop/off/art. Ольга и Олег Татаринцевы из проекта No Comment. 2013 г

16.04.19. Галерея Totibadze представила новую серию работ Саши Пастернак «Воздух/ The Air». На выставке представлены пейзажи, увиденные в окне: «Окно, как глаз дома или глаз человека. Посмотрев в него, можно увидеть небо, землю, дома, деревья и воздух. Воздушное пространство, разделяющее и объединяющее мир». Автор не просто наблюдает, а создает ритмичную геометрию городских и сельских пространств, увиденных с помощью своей воздушной оптики. Выставка работает до 24.05.19.

Фото предоставлено pr-службой галереи

Фото предоставлено Галереей Totibadze

16.04.19. Галерея «Файн Арт» представила выставку работ Екатерины Белявской «13 Орхидей для Императрицы». Новый проект Екатерины Белявской представляет собой тринадцать орхидей в тринадцати картинах и имеет литературный и исторический подтексты. В его основе жизнеописание последней китайской императрицы Цы Си (1836 – 1908), с юности отличавшейся красивой внешностью и приятным, звонким голосом, за что в народе ее прозвали маленькой Орхидеей. Под ангельской внешностью скрывалось чудовище, обуреваемое жаждой абсолютной власти, любовных утех и обогащения. В конце своего правления Цы Си за свою жестокость и алчность получила второе имя – Дракон. «Посадил орхидею, но полыни я не сажал. Родилась орхидея, рядом с ней родилась полынь»  — Бо Цзюй-и, 772-846. Куратор: Ирина Филатова. Выставка работает до 20.05.2019.

Фото предоставлены Галерея «Файн Арт»

16.04.19. Галерея RuArts представила выставку Марата Морика «Слабые места», в которую вошли 22 работы, созданные за последние два года. Марат Морик один из самых известных в мире российских художников «уличной волны», постоянный участник крупных международных стрит-арт фестивалей в Испании, Франции, Италии, Дании, Чехии, Польше, Украине, Канаде, США, Китае. Марат родился в 1982 году в Новосибирском Академгородке. Получив два высших образования: филологическое и экономическое в Новосибирском государственном университете, Марат целиком и полностью связал свою деятельность с изобразительным искусством. Сейчас он активно сотрудничает с галереями уличного искусства по всему миру, а также создает масштабные работы на стенах.

Марат Морик. Необратимое старение.2018. Холст, масло. 100 х 120 см

Марат Морик. Необратимое старение.2018. Холст, масло. 100 х 120 см

В работах Морика прослеживается сильное влияние школы монументального искусства. Он уделяет много внимания деталям и фактурам, смешивает техники и материалы. В многослойных работах Морика присутствуют как фигуративные сюжеты, так и абстрактные композиции, его коллажный метод позволяет ему смело сочетать разные приемы и техники. Марат редко создает серии, его работы не связаны между собой одной темой, как правило это впечатления от пережитого опыта. «Мне нравится собирать выдуманные сюжеты из случайностей, которые я добываю из реального мира» — говорит автор. В «Слабых местах» художник затрагивает такие темы как человеческая уязвимость и слабость. «Старение, зависть, агрессия, одиночество, несостоятельность, безумие – все это саундтрек к моим картинам. Я не хочу напрямую вызывать какую-то эмоцию, хочу лишь заинтриговать. Моя задача погрузить зрителя в атмосферу тревоги и сделать из него свидетеля». Выставка работает до 26.05.

Марат Морик. Слишком быстрый подъем. 2019. Холст, масло. 100 х 120 см

Марат Морик. Слишком быстрый подъем. 2019. Холст, масло. 100 х 120 см

Фото предоставлены Галереей RuArts

18.04.19. Музей Востока представил выставку японских кукол «Под ветвями цветущей сакуры. Куклы Оно Хацуко». Куклы были созданы одним из самых интересных мастеров кукольного направления в японском декоративном искусстве ХХ века. Куратор выставки: Галина Шишкина. Выставка работает до 19.05.19.

Фото предоставлены Государственным музеем Востока

Фото предоставлены Государственным музеем Востока

Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель

Поделиться: