#Арт-обзор за неделю 05.09.-12.09.19

Колонка арт-обозревателя журнала Ольги Серегиной о самых ярких выставках и арт-событиях города на этой неделе.

MyCollages

06.09.19. Центр творческих индустрий Фабрика представила выставку Марины Фоменко «Бремя молока». Представленный проект – это восьмиканальная видеоинсталляция, смешанная техника, 2018-2019. Проект известного московского художника, куратора, директора Международного фестиваля видеоарта «Сейчас&Потом» Марины Фоменко создавался на животноводческой ферме в Алтайском крае, некогда образцовой, а ныне приходящей в упадок. Жизнь коров подчинена задаче получения полезного продукта. Каждый день они ждут, когда к ним придут доярки, накормят и освободят от бремени молока. Многоканальная видеоинсталляция погружает в жизнь на ферме на один день. Марина Фоменко: «Знакомый фермер сказал мне, что на одних фермах у коров глаза веселые, а на других — грустные. Это ферма коров с печальными глазами. Они живут в грязи и тесноте, проводят жизнь в стойлах, привязанные к одному месту, и дают жизнь телятам, чтобы тех забрали сразу после рождения. Несколько женщин выполняют непосильно тяжелую и низкооплачиваемую работу поддержания жизнедеятельность коровника. Я хотела показать, как идет жизнь на этой ферме, но бывает и хуже…»  Изменение наших отношений с животными – это не только моральный аспект их использования людьми, но и вопрос сохранения нашей экосистемы.  Выставка работает до 06.10.19

марина фоменко 4

Фото предоставлены Центром творческих индустрий Фабрика

06.09.19. Новая галерея fābula gallery  провела превью выставки ПОЭТИКА ПРОСТРАНСТВА.  В экспозиции представлены художники: Николай Ватагин, Натали До, Ирина Затуловская, Анатолий Комелин, Анна Кузнецова, Елена Минаева, Ирина Старженецкая.  Кураторы: Елена Фадеева, Алина Чичикова.  Название выставки – оммаж культовой работе Гастона Башляра, посвященной феноменологии пространств. В первой групповой выставке галереи fābula собраны работы семи российских художников. Живопись, фотография, скульптура, видеоарт, работы из текстиля – разнообразие медиа и выразительных приемов в экспозиции контрастирует с аскетичностью художественного высказывания. Все работы, представленные на выставке – это образы личных переживаний. Подлинное переживание пространства согласно теории Гастона Башляра может быть только абсолютно счастливым, так как это – акт творчества, а творчество освобождает. Выставка работает до 16.10.2019.

Фото предоставлены fābula gallery  

06.09.19. Московский музей современного искусства представил персональный проект Ильмиры Болотян «Нематериальный труд». Этот проект — результат двухлетней подготовки.  В основе проекта лежит аллегория на весь художественный мир и его систему функционирования. Болотян испытала на себе способы и инструменты достижения идеала, культивируемого в современном обществе и конвертировала полученный опыт в объекты: на выставке представлен короткометражный фильм, мотивационные ролики, серия графики и документация эксперимента. «Нематериальный труд» женщины в том числе заключается и в ее работе над своей внешностью: уход за лицом и телом, занятия спортом и всевозможными духовно-оздоровительными практиками, соблюдение правильного питания, внимательный подбор гардероба и аксессуаров—все это приближает к придуманному в голове образу. Точно также живет и действует художественная система, где основная работа художника, по сути, нематериальна и заключается в общении с нужными людьми в нужных местах, координации процессов, сотрудничестве с институциями и построении убедительного имиджа. Куратор: Оксана Полякова. Выставка работает в ММОМА Гоголевский,10 до 03.10.19.

Фото предоставлены Московским музеем современного искусства

07.09.19.  Галерея Максима Боксера в винном баре «Перелётный кабак» представила выставку «Промежуточные состояния» Дарьи Кротовой. Представлены работы, из разных инсталляционных проектов, выполненных или задуманных автором за последние несколько лет. Её основная цель — показать, что время и пространство относительны — формулируется не ново, но по-новому достигается. Каждый предмет, помещённый в экспозицию, являет не столько готовым художественным объектом, сколько его промежуточным состоянием: ещё не или уже не, но всё же здесь и сейчас. Дарья Кротова училась в университетах России, США и Франции. Является дипломированным искусствоведом и нейропсихологом, с 1997 года занимается керамикой активно работает как современный художник с разными материалами в направлении скульптуры и инсталляции, с 2005 года ведёт студию керамики, с 2014 года занятия проходят в Третьяковской галерее с людьми с особенностями психического развития. Работы Дарьи Кротовой находятся в коллекция музеев и частных собраний в России и за рубежом. Выставка работает до 30.09.2019.

Фото предоставлены Галереей Максима Боксера

10.09.19.   Второй сезон HSE ART GALLERY открыла групповой выставкой студентов 1 курса профиля «Анимация и иллюстрация». Выставка «УТОП — ТОП — ТОПИЯ» готовилась в рамках авторского курса российского художника, писателя и рэп-исполнителя Павла Пепперштейна, который он провел в Школе дизайна НИУ ВШЭ весной этого года.

IMG_0201
Тема «утопия», выбранная художником для занятий и выставки, — сквозная для творчества Пепперштейна. Павел подробно рассказывал студентам о типах утопических конструкций, собственных художественных практиках, провел полушутливый сеанс коллективной медитации для поиска идей проектов. Художник ничем не ограничивал участников выставки – каждый из них самостоятельно выбирал технику, материалы и способ интерпретации заданного направления. Выставка представляет собой результат такого образовательного эксперимента. В экспозиции представлены живопись, графика, видео, инсталляции и концептуальные высказывания — у каждого участника получилась собственная утопия. Куратор выставки: Павел Пепперштейн. Выставка работает до 06.10.19.

Фото предоставлены HSE ART GALLERY, автор фото Митя Лялин 


10.09.19. 11.12.GALLERY представила персональную выставку Анны Селиной «Why So Serious?». Современный мир в общественном сознании принято определять термином «постмодернизм».  Выставка — это предложение сыграть в игру. Анна Селина в своем проекте «Why So Serious?» расставила некие подобия ловушек и отметок, которые необходимо собрать, чтобы пройти уровень и получить своего рода подтверждение о понимании развития современной философской мысли. Выставка работает до 20.10.19.

5298307b58794849812dce7d2e67

Фото предоставлены 11.12.GALLERY

10.09.19. Во Всероссийском музее декоративного искусства состоялось открытие юбилейного проекта куратора Татьяны Палеевой, посвященный 20-летию East Meets West Gallery. Он получил название «Между небом и землей» Часть II и состоит из трех частей, каждая из которых может считаться самостоятельной выставкой. Первая часть – дань этнической составляющей East Meets West Gallery, которая прослеживается с основания галереи в 1999 году. Вторая – групповая выставка постоянных художников и скульпторов галереи. Третья – небольшая специальная выставка скульптуры и объектов в каретной части музея. На первом этаже музея показаны два этнических проекта. Первый посвящен Китаю – «Затерянными тропами племен юго-западного Китая. Серия 5», второй – Японии: «Ускользающий мир. Япония: ремесло как высокое искусство. Серия 3». В проекте приняли участие российские художники Татьяна Ян с серией работ «Путь на вершину горы Тайшань» и Екатерина Рожкова, с новым авторским произведением, созданным для юбилейного проекта в смешанной технике шелкографии и коллажа на бумаге. Современные японские художники каллиграфии Такефуса Сашида и Шоко Хироши (Кейко) из Токио предоставили свои работы на шелке и хлопке. В проекте приняли участие современные российские художники, которые владеют техниками того или иного вида прикладного искусства, характерного для Китая и Японии: керамист Виктор Решетников, художники Дмитрий Иконников, Ольга Оснач и скульпторы Максим Аксенов, Олег Киевский, Виктор Корнеев. Окончившая текстильный институт Лилия Баласанова участвовала со своими работами в этнических проектах Татьяны Палеевой с 1999 года.

WhatsApp Image 2019-09-11 at 00.36.37 (1)

«Согласно кураторской концепции Татьяны Палеевой, вторая часть юбилейного выставочного проекта состоит из выставки, освещающей четыре крупные темы, связанные с философией, эстетикой, размышлениями и сомнениями западного человека. В ней участвуют более 20 художников и скульпторов.

WhatsApp Image 2019-09-11 at 00.36.35 (1)

Синтезированная многослойность выставки, ее обращение к древним фундаментальным культурам Китая и Японии обогащают наше современное представление о мире, о соотношении в нем Неба и Земли. В единой системе сосуществуют произведения современного европейского и российского искусства с «историзмами» Востока, родившего универсальные философские концепции о человеке на Земле и во Вселенной. Куратор Татьяна Палеева. Выставка работает до 10.10.19.

WhatsApp Image 2019-09-11 at 00.36.35

Фото предоставлены East Meets West Gallery, авторами и архивом Cabinet de l’art

10.09.19. Во VLADEY состоялось открытие персональной выставки Владимира Дубосарского «Газуй!». Название проекту дала серия живописи «Наш газ», которая включает картины разных лет. Самые новые произведения созданы художником специально для выставки и представлены публике впервые. Серия «Наш газ» была начата в 2014 году, когда дуэт Дубосарский-Виноградов завершил свою деятельность и оба художника стали работать самостоятельно. В сольном творчестве Владимир Дубосарский делает акцент на разработке сюжетов, взятых из жизни. Газ традиционно считается одним из символов экономики нашей страны. В работах Дубосарского он превращается в емкую метафору: «Газ скромно приходит в наши жилища, распуская свои голубые лепестки на ещё недавно коммунальных кухнях. За нарисованным пламенем возможно скрывается дверь, которую Буратино откроет когда-нибудь Золотым Ключиком». Выставка работает до 20.10.19.

Фото предоставлены VLADEY

11.09.19. Галерея КультПроект представила выставку «Письма художника». В экспозиции представлены работы художников: Петра Перевезенцева и Сергея Якунина. Авторы размышляют над тем, в каких странных формах могут воплотиться не отправленные, а то и вовсе не написанные письма и какое пространство они вокруг себя создают.

Фото предоставлены Галереей КультПроект

11.09.19. Галерея ГУМ-Red-Line представила выставку, которая является частью коллективного проекта «Философия общего дела», состоящего из двух частей: совместной акции с участием известных российских современных художников, прошедшей в рамках 7-й Международной ярмарки современного искусства Cosmoscow, и выставки работ ее участников в пространстве галереи. Экспозиция сделана в форме символичного архивного фонда: работы ярких представителей русской современной арт-сцены – это материал, документирующий временной срез, фрагмент общей картины искусства начала XXI века. Мобильные стенды с произведениями художников позволяют менять сценографию выставки в течение всего времени ее работы. После завершения Cosmoscow 140-метровый холст, расписанный художниками во время акции коллективного творчества 5 и 6 сентября, был разделен на смысловые фрагменты и дополнил экспозицию в галерее. Проект «Философия общего дела» задуман его автором, Гошей Острецовым, как художественный и философский эксперимент. Основываясь на идеях основоположников русского космизма, он посвящен взаимосвязи элементов Вселенной. Выставка, как символичная капсула времени, демонстрирует законсервированные элементы целого, единой органичной среды. Это визуальная метафора фрагмента космоса, взятого под наблюдение.

758A2449

Завершится проект большим благотворительным аукционом в пользу Фонда поддержки современного искусства Сosmoscow, который состоится 24 сентября 2019 года в Галерее ГУМ-Red-Line. На нем будут представлены фрагменты 140-метрового холста, расписанного во время коллективной акции «Философия общего дела». Автор концепции – Гоша Острецов. Участники: Ольга Божко, Ксения Драныш, Владимир Дубосарский, Олег Елисеев и Евгений Куковеров («ЕлиКука»), Константин Звездочётов, Алиса Йоффе, Людмила Константинова, Ирина Корина, Олег Котельников, Ольга Кройтор, Дарья Кротова, Георгий Литичевский, Миша Most, Гоша Острецов, Сергей Пахомов (Пахом), Павел Пепперштейн, Александр Петрелли, Таня Пёникер, Инал Савченков, Наталья Стручкова, Николай Филатов, Валерий Чтак . Руководитель проекта ГУМ-Red-Line – Игорь Казаков.  Выставка «Философия общего дела. Глоссарий» работает в галерее до 24.09.19.

Фото предоставлены Галереей ГУМ-Red-Line

11.09.19. Галерея «Ковчег» при содействии Zhudrov Gallery и АНО «Культурная Платформа «Действие» (Казань) представила выставочный проект «Ближний космос». Художественные проекты, посвященные промзонам или спальным районам, этим непарадным областям действительности, в последнее время возникают всё чаще. Художник из Казани Ильгиз Гимранов предлагает свой взгляд на человеческие муравейники, раскиданные по городам нашей родины. Эта неэлитарная среда обитания миллионов сограждан, проза нашей жизни. Проект Ильгиза Гимранова, уже показанный в Казани и Лондоне, изначально назывался «Хрущёвочки». Для жителя центра большого мегаполиса – депрессивное социальное гетто, для живущего внутри – весь мир. До поры, до времени. Космос, но ближний, домашний – тёплый и осязаемый,  цветной или расцвеченный, наполненный эмоциями и ощущениями автора, выходящими далеко за рамки скучающего обыденного взгляда. Выставка работает до 29.09.19.

Гимранов_02

Фото предоставлены Галереей «Ковчег»

12.09.19. Галерея «На Каширке» Объединения «Выставочные залы Москвы» представила сетевой выставочный проект «Мастерская художника». Этот проект посвящен особому социокультурному пространству — творческой мастерской художника. В проекте «Мастерская художника» рассматривается уникальная традиция сохранения культурной памяти и её постоянного воспроизводства в рамках одного рода. Опыт, включающий в себя эту систему художественных ценностей, представлен творчеством одной семьи – легендарным художественным сообществом: Александр Ситников и Ольга Булгакова, их дочь Наталья Ситникова и 9-летняя Алиса, дочка Натальи Ситниковой.

Фото предоставлены куратором Натальей Ситниковой

12.09.19.  Галерея А3 представила групповой выставочный проект «НЕ-БРАК». Участники рассматривают глину как материал, способный принять любую форму . Посредством этого материала, создавая трехмерный объект художник  может передать самые разные чувства, эмоции, статику, динамику, ритм, уловить пульсацию цвета, света, объема и пустоты. Материал может деформироваться при сушке, дать трещины или просто разбиться, обжиг всегда несет с собой риск непредсказуемого изменения цвета, формы, поверхности. С такими же рисками художник сталкивается и в металле, и в  стекле и в других формообразующих материалах.  Как к этому относиться автору? Принимать соавторство стихии, материала  или же отвергать изменения первоначального замысла? —  может, стоит прислушаться к тому, что хочет рассказать нам этот «умный» материал… Куратор: Людмила Крутикова. Выставка работает по 06.10.19.

Фото предоставлены куратором Людмилой Крутиковой

12.09.19. Государственный музей Востока представил выставку «Сказания и легенды. Удивительные растения». Проект организован Ассоциацией художников ботанического искусства при участии Юлии Вербицкой (Линник) с ее коллекцией работ художников Таджикистана в жанрах натюрморта и пейзажа. Цель ассоциации – популяризация искусства, воспитывающего бережное отношение к природе родного края, изучение растений, позволяющее художникам создавать произведения в жанре так называемой ботанической живописи. Искусство художников Таджикистана – это взгляд современного человека сквозь призму традиционных восточных эстетических ценностей, характерной для Востока, создаваемая ими картина мира – образ замкнутого в своих пределах прекрасного цветущего сада. Выставка работает по 06.10.19.

135e2e1b-9c01-433d-8c60-dc0d69130c2f

Фото предоставлены Государственным музеем Востока

 12.09.19. Музей Москвы представил выставку «Собирая город» — искренний и личный проект, показывающий музейную историю со скрытой, непарадной стороны. В рамках выставки впервые показаны самые необычные, а иногда и странные предметы фондов: диковинные оптические приборы, ордена и знаки отличия непривычных профессий, шприцы, кружки Эсмарха и многое другое. Назначение некоторых экспонатов до сих пор неизвестно. Кураторы выставки: Евгения Кикодзе и Алина СапрыкинаСокуратор: Алина Федорович. Выставка работает до 20.10.19.

mailservice

Фото предоставлены Музеем Москвы

Автор | | Ольга Серегина, арт-обозреватель


 

Поделиться: