#Арт-беседа. Aleksander Fedini

 

Временно, до восстановления арт-жизни Москвы, Арт-обзор меняет свой формат. Арт-беседа – это разговор обо всем с теми, кто тесно с этой жизнью связан всегда и несмотря ни на что.

Участвует:

Alexander Fedini, основатель и руководитель «Art-Office Gallery FEDINI»

Ольга: Александр, случались в вашей профессиональной жизни резкие перемены, совершенно неожиданные? И если да, то как это было – вы сами решали всё изменить и «как в омут с головой» или в силу обстоятельств?

Александр: Надо отметить, что вы очень проницательны, Ольга – сразу о самом важном. В моей жизни было несколько моментов, когда принимались решения, совершенно изменявшие мою профессиональную и соответственно – личную жизнь тоже. Но самое судьбоносное изменение было, когда я понял и принял решение, что арт-мир/арт-индустрия – это то прекрасное занятие (в том числе и профессиональное), которое меня окрыляет на новые подвиги и свершения. Я помню этот момент, как будто это было вчера. А происходило это в мае 2019 года (сейчас так ясно понимаешь, какое же это было распрекрасное время – ходить без масок и ходить куда угодно), мы с супругой спускались по улице в Ницце из музея Шагала на Английскую набережную, и по пути рассуждали о том, почему наших современных художников так мало знают за границей, по крайней мере, мы лично их не знаем. Я помню тот момент, как мне засела идея разобраться в современном искусстве детальнее. Похоже было на какое-то волшебное озарение – как стрела амура в сердце и душу. Я сразу ощутил уверенность, хотя даже не представлял всех тонкостей и сложностей арт-индустрии. Но самое главное – была цель, которую необходимо достичь. И если говорить об омуте, то да, я сейчас в нем с головой и не жалею ни на секунду.

Ольга: Art-Office Gallery FEDINI основана вами не так давно. Это было обдуманное стратегическое решение или как раз спонтанное действие?

Александр: Ответ идет конечно из предыдущего вопроса – это было стратегическое решение, результат которого логически складывался и складывается с мая 2019 года. Сначала был внутренний зов, порыв души, потом поиск ориентиров в данной индустрии в виде краткосрочных курсов по современному искусству, далее метод проб и ошибок, который длится до сих пор. И сейчас у нас –  как итог: своё пространство в центре Москвы на Петровке, свои представители в Париже, Ницце и Азии. На данный момент мы также расположены к партнерству и ищем для  наших арт-проектов (таких, как например, #GOODУТРО) генеральных партнеров, чтобы реализация наших идей была достаточно эффектной. Потому что своих личных средств, конечно, на всё не хватит. Креатива у нашей маленькой команды предостаточно, но не всегда достаточно средств к осуществлению наших задумок. Но в любом случае, мы органически развиваемся как галерея, и несмотря на все трудности мирового масштаба, мы закаляемся «как сталь» в самых суровых условиях.

Перформанс от лаборатории рисования телом Mind body lab «Изнутри наружу»

Ольга: Вы не совсем обычное галерейное пространство, у вас и в официальном имени присутствует Art-Office. Я знаю, что у вас сформулирована миссия. Это повсеместная практика на Западе, но не у нас. От какого личного опыта вы отталкивались? Что отличает FEDINI?

Александр: «Art-Office» в названии появилось в самом начале. Мы изначально думали, что будем просто помогать находить друг друга художникам и коллекционерам, но в процессе проработки вопросов и выяснения своих желаний и своих потребностей мы поняли, что мы должны быть полноценной галереей со своей определенной миссией. Поскольку у меня есть опыт бизнес-анализа в больших бизнес-структурах, то конечно мы берем лучшие практики и в галерейном деле. Мы считаем, что у галереи должна быть своя миссия, свой вектор, свой маяк, свой ориентир чтобы нести всё прекрасное, искусство, в мир. Без миссии трудно будет в итоге и самой галерее. Невозможно же просто работать и продавать искусство, не осознавая смысла этого и не имея глобальной цели.

Кроме этого, у нас конечно есть своё видение и свои предпочтения в искусстве. Мы очень ценим фигуративную живопись и её разновидности и интерпретации. Мы галерея о человеке. Наша миссия так и звучит: содействие в построении более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счет использования человеческих способностей. Ещё одна из целей – это культурно-просветительская деятельность и популяризация гуманистической позиции, которая утверждает, что человек имеет право в свободной форме определять смысл и форму своей жизни.

Ольга: Миссия у нас часто воспринимается, как что-то очень пафосное; существует много определений того, что есть миссия. Говорят об этом много, но само понятие включает в себя большое количество нюансов, и трудно констатируемых, и по-разному трактуемых людьми. Но если исходить из того, что миссия – это определенные ценностные ориентиры движения, то возникает вопрос надо ли и каждому для себя лично, не афишируя, а «для внутреннего пользования» определять миссию? Ваша мнение? и для себя вы ее определили?

Александр: Так или иначе миссия есть у всех. Что я имею в виду? – то, что роль миссии в арт-индустрии есть у всех, только некоторые её не могут сформулировать, а некоторые и не пытаются. Но в любом случае, я убежден что общая цель искусства, современного искусства в частности – это сделать этот мир лучше и гуманнее во благо прогресса человечества. У художника это один инструмент, у арт-дилера другой, у галерее третий, а музеев пятый десятый и так далее. Те люди, кто занимается искусством – это самые элитарные люди мира. Их надо на руках носить. И чем их будет больше, тем мир будет лучше. Мы все как паломники, только не разносим какие-то общеизвестные мотивы религий, а разносим творчество по планете, чтобы сказать, указать, задать вопросы людям о верности принятия решений обществом и правильности устройства мира. Что же касается внутрироссийской действительности, то хотелось бы, чтобы государство давало больше на искусство, если говорить простым языком, а не на «бюрократическую мощь», которая превосходит по статьям бюджета культуру и искусство в несколько раз. Это ещё одна из наших не формализованных миссий в галерее – «искусства в стране должно быть больше»

Ольга: А как вы думаете можно искусственно создать миссию – прописать красиво на сайте галереи, фирмы и дальше подстраивать работу под нее? А с самим собой это возможно?

Александр: В век фэйк-ньюс и фэйк-новостных лент – это конечно легко сделать для галереи. А вот с самим собой это уже труднее. Если ты сам придумываешь себе миссию и не следуешь ей, то ты идешь уже против себя, а с этим не очень удобно жить. И надо сказать, что мы живем в настолько насыщенном мире, что уже формируются инструментарии и процессы, которые могут отделять ложное от настоящего – всё ложное рано или поздно теряется в настоящем или вовсе исчезает.

Ольга: У Art-Office Gallery FEDINI несколько интересных проектов уже состоялось, очень разных. Но ведь вы выстраиваете стратегию галереи, я имею в виду строите работу так, чтобы было узнаваемое лицо? Так какие определяющие черты этого лица? Что должно быть в художнике, чем он должен обладать, чтобы стать резидентом FEDINI?

Александр: Да, у нас проведено и запущено несколько проектов – несколько выставок и участие в ярмарке. Есть такие как #GOODУТРО – это большой проект, мы планируем сделать его международным и запустить серию выставок по миру, конечно, с каким-нибудь большим партнером, это безусловно после нормализации эпидемиологической ситуации.  Стратегия определенная есть, но она пока тормозится из-за ограничений полетов, и мы её оперативно корректируем.  Мы, например, тесно связаны с Францией и соответственно планировали реализацию проектов именно там. Сейчас многое на паузе, в том числе и участие в ярмарке на Лазурном берегу, которая планируется весной 2021 года. Поскольку Азиатский рынок чувствует себя хорошо, то мы устремили свои действия в ту сторону. Есть некоторые подвижки, но там тоже очень всё специфично. Фигуративная живопись не очень приветствуется, и мы это конечно учитываем. Хотя мы, как я говорил, популяризаторы фигуративной живописи, но в Китае и всей Азии к этому направлению другое отношение, чем, например, в США или Франции.

Фотоработы Камий Брассле из серии Бассейн

Отвечая на вопрос «что должно быть в художнике чтобы стать резидентом?» могу сказать однозначно, что он должен любить людей и нести это миру. У нас даже сформирован собственный лозунг «Искусство – это вспышка любви» (ART is a FLASH of LOVE) Здесь я конечно не имею ввиду, что надо писать людей красивых и симпатичных. Скорее это о том, что надо поднимать вопросы о сути человека и что человеку для комфортного существования надо.

Ольга: Вы ведь работаете не только в России, и резиденты галереи не только российские художники? Что вы делаете вне Москвы? Сейчас, конечно, географические перемещения ограничены, но в дальнейшем вы планируете представлять российских художников во Франции?

Александр: Мы на данный момент работаем по России, Франции и в Азии. Резиденты наши это в основном российские художники. Но есть и один фотограф из Лиона, очень талантливая девушка Camille Brasselet, которая прекрасно работает с человеческим телом и которая соответствует нашим представлениям о прекрасном. Да, у нас большие планы по Франции. Наш партнер находится в Париже и есть представитель в Ницце и соответственно планируем активную выставочную деятельность в этом регионе. Также мы планируем один большой проект современного искусства России, который соберет многих представителей искусства и который мы хотим реализовать на Лазурном берегу, но это пока секрет.

Куратор галереи Анастасия Дмитренко

Ольга: Вы только что подготовили новую выставку. Название проекта ООН – интригующее. Несколько слов о том как, кто, что, почему?

Александр: Да, в начале ноября мы открыли выставку наших резидентов – «ООН». Название – это аббревиатура «Осторожно! Обнаженная натура!». Посетители могут познакомиться с произведениями наших фигуративных живописцев: Ларисы Герасимчук; Елены Зимы; Виктории Удаловой; Константина Фомина; Натали Латышковой, и фотографиями Камий Брассле.  Благодаря сотрудничеству Gallery FEDINI и парфюмера Ирины Вагановой, у посетителей есть возможность послушать ароматы двух картин и выразить свое мнение, рассказать об ассоциациях, которые у них вызывает парфюм. На открытии выставки был представлен перформанс от лаборатории рисования телом Mind body lab «Изнутри наружу». Это перформанс про о заботу о теле и об истинном самовыражении чувств посредством тела. Девушки в медицинских комбинезонах разливали друг на друга краску и выполняли мелодичные танцевальные движения, тем самым вводили зрителей в состояние схожее с трансом. Куратором данной выставки выступила наша прекрасная Анастасия Дмитренко. Мы представили произведения наших резидентов, и хотим продолжить диалог со зрителями о роли обнаженной натуры в искусстве и недопустимости цензуры в его адрес. Тема связанна, в том числе, и с летним делом Юлии Цветковой. Выставка продлится до 29 ноября, и  только частные показы.

Ольга: Люди всегда строят планы, а в период неопределенности, неуверенности и трудностей это даже спасает от уныния и депрессии. Вы какие личные планы строите, что будете делать в течение ближайших пары месяцев?  В Art-Office Gallery FEDINI что будет происходить до нового года?

Александр: До конца года у нас запланировано ещё одна персональная выставка нашего резидента – Ларисы Герасимчук с проектом #Яздесь, который мы представили зимой 2020 года. Данный проект будет расширен новыми работами, мотивами и новыми «красками». Будем рады всех видеть, но в частном порядке по уведомлению о посещении галереи. Планы у нас, конечно, очень амбициозные – повысить узнаваемость российских современных художников в мире. Если говорить о личных планах, то планирую стать «европейским Гагосяном». Такая маленькая цель)).

Ольга: А почему нет? Ларри Гагосян – самый влиятельный в истории арт-дилер, настоящий король мирового арт-рынка и по авторитету, и по обороту. Чуть перефразируя, одного из немногих уважаемых мною наших руководителей – Если мечтать, то по-большому!  Ваши планы на 2021, несмотря ни на что?

Александр: Хотелось бы максимально покататься по миру с нашими резидентами. Поучаствовать в российских ярмарках и в фестивале, аналогичном Burning Man, но только в России. Такой фестиваль планировался в этом году, но его отменили. У нас на нем будет проект Евгении Мальцевой. Следите за анонсами у нас в Instagram. Всем здоровья. Увидимся возле искусства.

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: