#Михаил Левин. Интервью с директором Moscow School of Contemporary Art

 

Moscow School of Contemporary Art – это новая школа, пополнившая семью школ университета креативных индустрий Universal University. На сегодняшний день Университет объединяет девять творческих школ на одной территории: Британскую высшую школу дизайна, Школу игровой разработки Scream School, Московскую школу кино, Архитектурную школу МАРШ, Московскую школу музыки, Школу бизнеса и предпринимательства MACS, Школу для специалистов нового образования School of Education, Moscow Food Academy и Московскую школу современного искусства. Началось всё в 2003 с подписания соглашения о сотрудничестве с британским университетом Хартфордшир (University of Hertfordshire) и создания Британской высшей школы дизайна, знаменитой Британки. Universal University предоставляет возможность получить зарубежный диплом в креативных индустриях, обучаясь на английском языке. MSCA (Moscow School of Contemporary Art) начинает в 2020 свой первый год обучения. До начала учебного года пройдет серия летних интенсивов Summer School. Осенью Школа откроет новые программы по кураторской практике, арт-менеджменту и арт-бизнесу. Cabinet de l’art несколько лет успешно сотрудничает с Британской высшей школой дизайна, наши редакторы были приглашёнными лекторами на курсе «Искусство и дизайн», Издание поддерживает выпускников направления «Дизайн одежды», ежегодно публикует лучшие дипломные работы в рубрике «Мода и стиль». В рамках выставок галереи «Квартира S» проводились лекции для учащихся (Артплей, зал Лаборатория). Cabinet de l’art рад возможности встретиться с директором MSCA Михаилом Левиным и поговорить о планах Школы, тех новых возможностях, которые Школа открывает перед творческими людьми, рассматривая весь спектр направлений в области современного искусства, и ставя цель интегрировать выпускников не только в локальную, но и в международную арт-сцену.

Новые возможности – синергия, междисциплинарность, взаимодействие с международным арт-сообществом

 

ОЛЬГА: В первую очередь спасибо за интервью. Приятно, что мы можем написать о совершенно новой институции в области современного искусства. Вы возглавили MSCA – Московскую Школу Современного Искусства/Moscow School of Contemporary Art. Насколько я понимаю, вы и директор, и декан, и руководитель программ. Не могли бы вы немного рассказать о себе?

МИХАИЛ: По профессии я художник. Я восемь лет учился в Лондоне, там же встретился с одним из основателей Британки Александром Аврамовым. Меня очень заинтересовало то, что у нас появилось учебное заведение, которое придерживается принципов западного образования, и учит по британской системе. Я ее прошел всю, начиная от университетской подготовки и до магистратуры. Мне показалось, что было бы классно вернуться назад в Москву и поделиться опытом, который я получил. Это было еще в 2008-2009 годах, и мне казалось, что у нас начала активно развиваться эта область.

ОЛЬГА: А до этого вы жили и работали в Великобритании, выставлялись как художник?

МИХАИЛ: Да, я закончил здесь школу и уехал туда получать высшее образование. Вернувшись в Москву, я начал постепенно погружаться в нашу среду. Я проучился год в ИПСИ (Институт проблем современного искусства), и начал работать в Британской высшей школе дизайна в рамках британских программ. Потом у меня появилась идея создать программу дополнительного профессионального образования именно в области современного искусства, потому что есть интерес. Ведь далеко не все студенты могут себе позволить пойти на 4 года на дневное обучение и учиться по британской системе. В течение нескольких лет я занимался тем, что пытался убедить руководство в перспективности этого направления, когда взрослые люди, которые сами зарабатывают деньги, у которых уже есть высшее образование, захотят учиться и смогут платить ту стоимость, которая установлена нашим учебным заведением. Мы никак не связаны с государством, и существуем в рамках тех средств, которые мы зарабатываем. У нас нет бюджетных мест, но иногда мы учреждаем гранты, и появляется одно-два бесплатных места. В 2016 году я запустил курс по современному искусству. За два года до этого я стал руководить курсом Pre-Foundation art and design «предбакалаврита». Когда абитуриенты приходят и знакомятся с тем, чем бы они хотели заниматься в дальнейшем. В 2016 году мы успешно запустили курс дополнительного профессионального образования по современному искусству, и в этом году уже будет третий выпуск.

ОЛЬГА: Кем выпускники этого курса могут работать в дальнейшем?

МИХАИЛ: Их прямой профессиональной деятельностью мы видим художественную практику. Тем не менее, многие студенты получают широкий спектр навыков с точки зрения понимания художественного контекста, умения писать, они также получают менеджерские навыки и навыки коммуникаций. Наши выпускники устраиваются работать в разные институции. Некоторое продолжают свое образование на западе.

Листайте галерею>>>

ОЛЬГА: Это в основном практикующие художники?

МИХАИЛ: Да, в первую очередь. Есть те, кто идет в кураторскую деятельность, либо в менеджерскую. За 4 года работы этой программы мы осознали, что хочется давать больше специализации. По этой причине мы с руководством в итоге решили создать отдельную школу в рамках университета. Мы посчитали важным создать школу, которая готовила бы специалистов, – не только художников, но и кураторов, арт-менеджеров. От коллег мы слышали, что не хватает качественных кадров, и мы хотим восполнить недостающее звено, и сделать школу неким хабом, где люди бы находились в постоянном контакте со средой и друг с другом. Если посмотреть на университет, то в данный момент у нас есть школа дизайна, школа компьютерной графики, школа архитектуры, школа кино, школа музыки, кулинарная академия, школа по коммуникациям. Если объединить всё вместе, то это очень хорошее поле для постоянного взаимодействия, коллаборации, создания совместных проектов, которые бы отвечали требованиям современной среды и помогали взаимодействовать с международным арт-сообществом. Мы видим, что пока и нашим художникам, и нашим кураторам сложно заявить о себе и адаптироваться на международной арене. Мы хотим все эти принципы, которые уже устоялись и существуют на протяжении лет 30 лет в арт образовании в западных институциях, в полной мере реализовать у нас.

Мы со студентами регулярно ездим на все самые значимые события. За прошлый год мы были в Венеции на Биеннале, в Стамбуле на Биеннале, сейчас должны были ехать в Марсель на Манифесту, должны были ехать в Ливерпуль. Это не просто ознакомительные поездки. Например, в Венеции мы участвовали в Biennale Sessions на сайте. Мы очень горды, что титульный слайд – это слайд нашей сессии, которую мы провели на Биеннале в мае. Нам было выделено специальное пространство, в котором студенты представили результаты четырехдневного практикума. Они создавали проекты, связанные с осмыслением момента взаимодействия с самой Биеннале и понимания времени и момента с точки зрения среды, в которой они находились. Или, например, на Биеннале в Стамбуле мы встречались с представителями образовательного отдела, посещали мастерские художников, студенты делали исследовательский проект, писали рецензии. Для нас это не просто арт-клуб, это важное звено профессионального роста: знакомство с профессиональным сообществом, встреча с кураторами. Это важная составляющая того, как мы интегрируем студентов в понимание международного контекста.

ОЛЬГА: Получается, что в Московской Школе Современного Искусства будет несколько факультетов? Время обучения тоже будет разным?

МИХАИЛ: Да, конечно. Будет дневное обучение с пятидневкой, как в стандартном бакалавриате. Программы дополнительного профессионального образования предназначены для тех, кто имеет дипломы о высшем образовании. Абсолютно необязательно, чтобы этот диплом был профильным.

ОЛЬГА: Это годовые программы?

МИХАИЛ: Моя программа двухгодичная, а программа по арт-бизнесу одногодичная.

ОЛЬГА: Поступление проходит на конкурсной основе?

МИХАИЛ: Безусловно. Абитуриентам необходимо пройти организационную процедуру: подачу заявки, написание мотивационного письма, на мой курс необходимо предоставить портфолио, в которое могут войти любые наработки в рамках творчества. Это может быть живопись, скульптура, графика, а могут быть работы в области новых медиа с видео, цифровыми, перформативными элементами. И ещё написать эссе. Если говорить про программу по арт-бизнесу, то там тоже необходимо пройти собеседование и подготовить эссе на тему, которая заявлена в рамках экзаменационной процедуры.

Листайте галерею>>>

ОЛЬГА: Это обучение проходит на русском языке?

МИХАИЛ: Да, оно проходит на русском языке, но мы приветствуем знание английского языка. И всем студентам говорим, что мы готовы брать их без знания английского языка, но они должны понимать, что без него профессиональная деятельность в этой сфере практически невозможна.

ОЛЬГА: А какие-то лекции ведутся на английском языке?

МИХАИЛ: Да, в особенности, на курсе по арт-бизнесу около 20 % лекций идёт на английском языке. Там не столько необходимо знание правописания и грамматики, сколько понимание речи лектора, надо уметь читать профессиональный текст.

ОЛЬГА: А что вы можете сказать о выпускных документах?

МИХАИЛ: Выпускники ДПО получают российские дипломы, аккредитованные в нашей стране. Выпускники бакалавриата получают дипломы университета Хартфордшира. Мы также активно работаем и ищем партнёров, чтобы иметь возможность международной аккредитации наших программ ДПО. Условно говоря, идея заключается в том, чтобы студенты, проучившись год на программе по арт-бизнесу, получили зачёт этих кредитов, а второй год, к примеру, могли бы учиться на программе магистратуры Christie’s Education и в итоге получить международный диплом masters.

ОЛЬГА: До какого срока можно подавать документы?

МИХАИЛ: У нас несколько вступительных раундов: июль, август, сентябрь. Время ещё есть.

ОЛЬГА: Вы не собираетесь переходить на онлайн обучение?

МИХАИЛ: В данный период мы действительно перевели наши текущие программы в режим онлайн, чтобы закончить учебный год, чтобы учебный процесс не прерывался. Но мы не планируем в новом учебном году что-либо из долгосрочных программ переводить в онлайн формат. Мы понимаем всю ценность именно очного образования, который невозможно заменить в онлайн режиме.

Листайте галерею>>>

ОЛЬГА: Это очень приятно слышать. С моей точки зрения, сейчас слишком много бредовых идей о том, что возможно абсолютно все перевести в режим онлайн, в том числе, общение с искусством.

МИХАИЛ: Я считаю, что это абсолютно невозможно. Из личного опыта могу сказать, что я долгое время провёл в поиске онлайн альтернатив, потому что руководство предлагало нам рассмотреть варианты, чтобы дипломные выставки были проведены в режиме онлайн, но я отказался, потому что я считаю, что это несоизмеримые вещи. Прошлые майские праздники я провёл в Венеции на Биеннале, за 10 дней посмотрел около 200 выставок. И не чувствовал совершенно никакой усталости или перенасыщения. В эти же майские я провёл несколько дней в поисках каких-то онлайн активностей, просмотрел огромное количество галерей, и мне захотелось выкинуть компьютер из окна.

ОЛЬГА: Скажите пожалуйста, у вас на сайте Московской Школы Современного Искусства написано, что это первая высшая школа в этой области? Почему именно первая? Есть же ВШЭ, где есть программы по современному искусству, другие программы и ВУЗы.

МИХАИЛ: Мне кажется, здесь очень важно, чтобы школа заявляла о себе, как о профильном, нацеленном на определённую среду, учебном заведении. ВШЭ является очень мощным игроком в области образования с очень мощным ресурсом. И они действительно за последние несколько лет стали развивать программы по современному искусству. Но для нас очень важно развить эту область комплексно. Я считаю, что студентам важно дать понимание и знание того, что сфера нуждается в абсолютно разных специалистах, профильно и качественно обученных. Мне кажется, что наши цели – это не делать уклон в какую-то определённую сферу, а постараться охватить всё комплексно, осветить и создать учебные программы, учебный опыт и ту самую пресловутую среду. Вспоминаем опыт ВХУТЕМАСа или Баухауса. Какой огромный импульс это дало. Они взглянули на образование в сфере искусства с точки зрения того, что она нуждается в разных путях развития. Не знаю, насколько нам в будущем удастся зарядить этот импульс, но мы попробуем.

ОЛЬГА: А если сравнивать вас к примеру, с Базой? Там упор делается конкретно на среду, а в вашем случае это будет неотделимо от концептуального подхода?

МИХАИЛ: Для нас важна и концептуальность, и возможность дать разнообразные пути развития. Мне кажется, что у нас есть этот уникальный симбиоз, потому что у нас есть площадки для реализации всевозможных идей, взаимодействий. Я считаю, что условно студенту, который приходит обучаться арт-критике, необходимо взаимодействовать с международным арт сообществом в целом.

Листайте галерею>>>

 

ОЛЬГА: Этот, 2020, учебный год – первый? MSCA будет делать первый набор студентов?

МИХАИЛ: Да. Мы сейчас планируем со второй половины июля проводить летнюю школу интенсивов по разным направлениям: арт-критика, PR, продюсирование масштабных культурных событий, таких как биеннале, менеджмент с точки зрения международного сотрудничества, галерейных бизнес, кураторская практика. У нас будет порядка девяти тематических интенсивов. Они будут занимать около четырёх дней, когда студенты приходят и полностью погружаются в учебу. Таким образом они смогут познакомиться с теми принципами и ценностями, идеями, которые мы хотим донести. И плюс это нам даст возможность понять, на что аудитория лучше откликается, на что можно делать больший акцент в рамках наших долгосрочных программ.

ОЛЬГА: Для вас самих это в своём роде подготовительный период?

МИХАИЛ: Да, у нас также в октябре запустится долгосрочный курс по международным стратегиям в арт-бизнесе. Это будет годичная программа дополнительного профессионального образования. Мы планируем привлекать многих международных коллег. У нас будет несколько преподавателей из Christie’s Education, из Philips, из нескольких западных университетов. К примеру, из Манчестерского университета искусства, из института Goldsmith. Это международная составляющая будет около 20-25 % от всего образовательного процесса, а остальное время будут преподавать наши отечественные специалисты и там образование будет строится на фундаментальных блоках, среди которых и фандрайзинг, и менеджмент в рамках коммерческих и некоммерческих институций. Это будет не то чтобы вводный, но очень широкий курс, охватывающий важнейшие аспекты, если говорить о сторонах арт бизнеса и менеджмента. Но я думаю, что он даст очень хорошую базу.

Инфраструктура MSCA – Print workshop

ОЛЬГА: Это очень хороший background, с которым в дальнейшем можно развиваться в разных направлениях. А у меня несколько вопросов по летнему интенсиву: он проводится на конкурсной основе, или могут принять участие все желающие?

МИХАИЛ: В этой программе могут принять участие все желающие, а мы сейчас в процессе набора. На сайте все это есть, вся информация, расписание. Для участия необходимо подать заявку, выбрать курс. Плюс у нас есть система скидок. Мы регулярно проводим открытые мероприятия, лекции, мастер-классы. Если студенты их посещают, то они могут получить промокод. Также у нас есть система раннего бронирования курсов, когда предоставляется скидка в 5 или 10 %. Я думаю, что мы будем продолжать вести этот формат вплоть до начала полноценного учебного года – до октября. Важно для школы знакомить студентов с нами, как с новой институцией. Ежегодно в нашем университете обучается около 4000 студентов, а выпускников у нас уже порядка 15 000.

С октября у нас будет четыре программы. Одна из них – британская программа – файн арт (три года обучения) – на английском языке полностью. Студенты на выходе получают два диплома: диплом школы и британский диплом нашего партнера Университета Хартфордшира. Когда абитуриенты поступают, то по факту они являются студентами и этого университета. У них есть возможность на последний год поехать учиться туда.

ОЛЬГА: Это тот партнёр, с которым Британская Высшая Школа Дизайна изначально подписала договор, и с этого все началась?

МИХАИЛ: Да, школа была основана в 2003 году, а с 2005 года она подписала контракт с партнёром, и стала организовывать первые курсы по графическому дизайну, иллюстрации, затем появились курсы фэшн, промышленный дизайн, в 2010-м году появились программы fine art, а в 2012 курс по фотографии. Теперь из британки к нам в Московскую Школу Современного Искусства перейдёт курс fine art и курс по фотографии.

 

Инфраструктура MSCA Dark Room

ОЛЬГА: Возвращаясь к тому, что у вас есть площадка и возможность делать выставки ваших студентов, это тоже очень важный момент?

МИХАИЛ: Да, это очень важно. За 10 лет существования мы провели более 100 выставок. Мне кажется, что важно это делать под эгидой единой школы, единого видения. Мы много сотрудничаем с Винзаводом, с другими коллегами. Недавно мы делали выставки в Cube Moscow, Зарядье, на Солянке. Конечно, мы также понимаем, что нам необходимо создание своей площадки. И сейчас мы эту идею активно разрабатываем. У нас есть некая сформировавшиеся концепция проектного пространства, которое мы разрабатываем совместно с британским проектом Blip Blip Blip. Мы с коллегами британцами уже делали онлайн лекцию на эту тему. Очень надеемся, что с осени нам удастся реализовать этот проект. Суть этой площадки не в том, чтобы просто делать выставки, а в том, чтобы приглашать международных коллег и художников, чтобы они приезжали сюда и во взаимодействии с нашими студентами делали выставки. Художники приезжают и реализуют свой проект, а студенты выступают как помощники и ассистенты. Они становится соучастниками процессов создания, продюсирования, промоушена. Мы будем задействовать наших студентов с разных факультетов. И соавторство тоже подразумевается. Возможно, первый проект мы сможем сделать в конце сентября. Скорее всего, международные путешествия ещё не будут открыты но, тем не менее, мы сейчас обсуждаем возможность таких инструктивных проектов, когда художник напишет нам инструкции, по которым студенты дальше будут реализовывать проект здесь в Москве.

Листайте галерею>>>

ОЛЬГА: Вы сотрудничаете с ярмаркой современного искусства Cosmoscow?

МИХАИЛ: Да, и очень тесно. Сейчас у нас ними идёт конкурс, в котором принимают участие наши студенты. Два года назад в коллаборации с их партнёром «ТЦ Времена года» наши студенты делали проекты на спонсорском стенде. Специалисты Cosmoscow задействованы в наших учебных программах. К примеру, в курсе по арт-бизнесу. Мы несколько раз приглашали Маргариту Пушкину, она читала у нас лекции. Они являются нашими партнёрами.

В принципе, мы очень открыты для любых взаимодействий. Мы недавно заключили партнёрство с InArt о том, что для наших выпускников будут проводить специальные портфолио review. Сейчас мы обсуждаем совместные образовательные программы с Пушкинским музеем, потому что ГЦСИ вошёл в состав музея. Мы хотим делать программы про музейное производство и современную музейную среду. Планов очень много, но нынешняя ситуация немного повлияла и внесла некоторые корректировки с точки зрения запуска программ. Я надеюсь, что это будет импульсом для молодых авторов взглянуть на нашу современность, на мир, в котором мы живём по-другому. Безусловно, область современного искусства – это тот инструмент, который переосмысляет и показывает новые веяния и течения, понимание того, где мы есть, куда мы движемся.

Я думаю, что среда современного искусства будет развиваться в нашей стране. Мы всем университетом в это верим и, запуская в такое время новую школу, мы подчёркиваем, что необходимо проявлять инициативу, делать новые проекты для того, чтобы выходить на новые уровни взаимодействия и больше работать со всевозможными образовательными и просветительскими институциями. Мы стремимся к тому, чтобы развитие получало тот самый необходимый импульс.

ОЛЬГА: Cabinet de l’art тоже верит в позитивное будущее современного искусства и в то, что возможности его развития зависят от профессионалов, взаимодействия, понимания и подготовленности аудитории. Поэтому мы желаем MSCA удачи и успеха во всех начинаниях.

 

Фото || предоставлены MSCA
Автор
|| Ольга Серегина,
арт-обозреватель

Поделиться: