Дмитрий Бикбаев. Интервью с режиссером

 

«ТРОЙНОЙ ТУЛУП» В СОВРЕМЕННОЙ РЕЖИССУРЕ

Весной 2021 года МХАТ им. М. Горького и Арт-платформа Московского продюсерского центра представили премьеру по пьесе известного писателя Александра Звягинцева «На стриме» в постановке Дмитрия Бикбаева.

Драма затрагивает тему непростых отношений между современными детьми и родителями. Эта история – попытка решить спор поколений с помощью преодоления конфликта разных эстетик: в пьесе есть и язык танца, и элементы современного мюзикла, и образы clip culture – клиповой культуры, и новейшие информационные технологии, и декорации в стиле Тик Тока и Инстаграм-локаций. Неожиданные формы выражения встречаются с традиционной эстетикой, всем известной трагедией, которую мы знаем и из классической литературы в том числе. Режиссеру удалось вступить в диалог со зрителем на актуальном постановочном языке.

 

Дмитрий Бикбаев – современный режиссер нескольких столичных проектов со своим почерком, успешный музыкант, обладатель многих популярных премий, актер театра и кино. Многогранность таланта позволила ему заявить о себе и в музыкальных проектах, и в театральных. Как удается молодому режиссеру все успевать, делать качественный продукт и находить общий язык со зрителем?

ОЛЕСЯ: Дмитрий, с чего началась ваша любовь к театру? Как и когда вы поняли, что хотите быть режиссером?

ДМИТРИЙ: Наверное, я хотел быть режиссером с детства. Другой вопрос, что осознание этого пришло не сразу. Волею случая впервые в жизни я оказался в театре в 14 лет и проникся его магией. После этого поступил в театральный институт на актера и уже тогда, обучаясь актерскому ремеслу, понял, что мне гораздо интереснее быть в зале и придумывать, как интерпретировать то или иное произведение, будучи не артистом, а соавтором произведения, то есть режиссером. Продумывать сценографию, необычные решения, нестандартные ходы – от этого я ловил настоящий кайф. Радуюсь тому, что, в итоге, после того как я ушел со сцены, меня абсолютно не влечет туда  обратно и есть возможность создавать спектакли, которые могут увидеть зрители и Москвы и всего мира, благодаря онлайн-технологиям.

В 2007 году Дмитрий Бикбаев участвовал в проекте «Фабрика Звезд» под руководством Константина Меладзе. По итогам проекта занял 3 место в составе дуэта «БиС» (вместе с Владом Соколовским). Дуэт был успешен, собрал множество наград и музыкальных премий, но в июне 2010 года прекратил существование.

Осенью 2010 года Дмитрий Бикбаев собрал свой проект – рок-группу 4POST. Группа стала лауреатом различных конкурсов, принимала участие в отборе на Евровидение-2012 с авторской песней Бикбаева, которая была признана лучшей русскоязычной песней по итогам конкурса. Песни группы звучат в кино- и телепроектах, музыкальных спектаклях. 4POST выпустили альбом (2012). Источник: www.ru.wikipedia.org

 

ОЛЕСЯ: Ваш музыкальный опыт помогает вам в театральной карьере? Планируете ли вы когда-нибудь вернуться в музыку?

ДМИТРИЙ: Два года назад на свой день рождения я решил устроить концерт. И на этом концерте, несмотря на то, что все билеты были распроданы практически моментально, и было много позитивного фидбэка со стороны зрителей – говорили, что нужно продолжать петь и прочее, я определил для себя, что какого-то такого необходимого каждому артисту-музыканту удовольствия от исполнения музыки на сцене я не получаю. Возможно, в качестве какого-то особенного события, на каком-нибудь специальном проекте, я могу выйти на сцену. Но в остальном не хочу тратить на это ни свое время, ни время слушателей, потому что есть очень много талантливейших певцов и музыкантов, которые должны стоять на сцене – им это нужно. Я не хочу занимать их время и отвлекать внимание их аудитории на себя.

ОЛЕСЯ: Совсем недавно вы срежиссировали спектакль «На стриме», который идет сейчас во МХАТе им. М. Горького. Какие еще проекты вы ставите? Чем занимаетесь в настоящее время?

ДМИТРИЙ: Занимаюсь я много чем: в основном, это управление в сфере культуры, создание больших мероприятий, сложных проектов и в медиа и в офлайне. По сути это городские программы и акции, спецпроекты различных частных компаний, то есть продюсирование, которое занимает серьезную часть моей жизни. И управление, потому что я художественный руководитель нескольких культурных институций. Ну и, конечно, театр! По возможности стараюсь больше им заниматься. В промежутках между спектаклями, скажем так, уделяю время  еще и управлению, и продюсированию.

Репетиция спектакля “На стриме”

ОЛЕСЯ: На ваш взгляд, режиссура – это искусство и чистое творчество или этому можно научиться?

ДМИТРИЙ: Любой профессии имеет смысл учиться. Однако, профессионалом можно стать, только если заниматься каким-то конкретным делом 10000 часов. Я надеюсь, что мой навык работы режиссером уже приблизился к этим 10000 часам. Эта профессия сопряжена с практической деятельностью, я и своим ученикам говорю, что нельзя научиться прыгать тройной тулуп теоретически. То есть ты либо пробуешь и прыгаешь, постоянно падая, разбивая в кровь свои коленки, ударяясь об лед, либо ты его никогда не прыгнешь. Собственно, достижения режиссера можно сравнить со спортивными победами: если постоянно тренироваться, ставить перед собой интересные задачи, тогда ты будешь развиваться и узнавать на опыте много полезного. Конечно, и книги тоже нужны, нужна «база» для полноты и глубины того, что ты создаешь.

ОЛЕСЯ: Кому сложнее: режиссеру или актерам на сцене?

ДМИТРИЙ: У каждого своя работа и свои задачи. Режиссер, конечно, берет на себя большую ответственность: он отвечает за итоговый продукт, который в итоге видят зрители. Это его нагрузка, и она достаточно сложная. Но и у артистов есть своя непростая работа: в тот момент, когда открывается занавес, начинается спектакль, все в руках и на плечах таланта артистов. Они работают с залом, и от того, как они говорят, как существуют на сцене, зависит успех или неуспех спектакля. Все-таки зрители в подавляющем своем большинстве приходят смотреть не на режиссеров – они идут на артистов и в те театры, где точно знают, что увидят талант на сцене. Всем непросто – у каждого свой блок ответственности.

ОЛЕСЯ: Что делать и нужно ли что-то делать, чтобы привлечь молодое поколение в театр? Будет ли молодежь ходить в театры через 20-30 лет?

ДМИТРИЙ: Театр – это один из древнейших видов искусства – он появился в VI веке до н. э.. История показала, что театр может пережить любые катаклизмы, и ничем другим заменить его пока не получилось. Появилась кино, все говорили: «Театр скоро исчезнет», но,  вы видите, он все еще есть. Появилось телевидение, говорили: «Вот сейчас театр точно исчезнет», но он по-прежнему остается в нашей жизни, а телевизор уже мало кто смотрит.

 

Театр – это что-то большое, настоящее, вечное. Интерпретировать через образы посредством людей для людей те или иные мысли – это особая часть цивилизационного кода. Я думаю, что именно потому что это особая история, она будет жить и идти сквозь века.

А молодежь никогда особо не любила театр. Для того чтобы понять сложные глубокие спектакли, нужно обладать насмотренностью, которая формируется с раннего детства. Сначала мы смотрим детские спектакли, может быть, даже кукольные, потом мы идем на академический спектакль, а потом уже спустя какое-то время – на авангардную постановку. Это просто путь. Для всего есть свое время, и для того, чтобы понимать те или иные спектакли, тот или иной вид искусства, конечно, нужно приложить усилия и получить знания.

ОЛЕСЯ: Как Вы относитесь к театру онлайн? Постановки нужно смотреть вживую, без призмы экрана или онлайн-трансляции не хуже?

ДМИТРИЙ: Онлайн-трансляция – это прекрасная возможность для того, чтобы те люди, которые не могут по тем или иным причинам приехать на спектакль, имели шанс посмотреть его. К тому же, онлайн – это, может быть, вообще отдельное направление в искусстве: актеры играют в прямом эфире, а ты можешь, как, например, у нас в спектакле «На стриме», выбирать, с точки зрения какого героя увидеть действие. Я не думаю, что не нужно ставить на чашу весов и выбирать: офлайн или онлайн. Если онлайн интересно сделан и он помогает людям увидеть то, что они не могут увидеть вживую, так пусть он будет, это прекрасно.

ОЛЕСЯ: Спектакль «На стриме» неожиданный не столько по содержанию, сколько по форме: сложные архитектурные конструкции – сцена без пола на сваях, крутящаяся, как центрифуга, ванна, элементы мюзикла. По натуре вы экспериментатор? И сразу еще один вопрос: тема это номера – «С ног на голову», как вы думаете, чтобы создать что-то свое, неповторимое, необходимо умение посмотреть на себя и свое дело с необычного ракурса?

ДМИТРИЙ: Нужно всегда помнить, что театральное искусство – это все-таки ивент (прим. ред. от англ. event – «событие, мероприятие»). В любой профессии есть люди, которые занимаются одним с тобой делом, и, если ты конкурируешь, хочешь быть необычным, уникальным, выделиться, надо  использовать нестандартные подходы. Кроме того, следует внимательно следить за тем, что происходит вокруг, ведь чтобы побеждать в конкурентной борьбе, нужно «держать нос по ветру» и не ломиться в дверь, в которую все хотят попасть. Лучше, может быть, все-таки взглянуть на ситуацию шире и сделать «подкоп» по соседству от этой «двери» с гигантской очередью, и попасть туда, куда хочется, быстрее всех остальных.

ОЛЕСЯ: Дмитрий, у вас есть свободное время? Как вы его проводите? Вы давно были в отпуске?

ДМИТРИЙ: В основном я не езжу в отпуски – я езжу в командировки и оставляю какое-то количество времени для того, чтобы иметь возможность погулять по городу, подышать свежим воздухом, насладиться морским бризом и так далее. Свободного времени у меня достаточно: я сам формирую свой график. Другой вопрос, что, как мне кажется, пока есть силы, энергия, молодость, было бы, наверное, прекрасно, занимать все свое время полезными делами.

ОЛЕСЯ: О чем вы мечтаете?

ДМИТРИЙ: Я мечтаю о том, чтобы у меня как можно скорее появился свой театр, и я бы мог с утра до ночи заниматься только творчеством. Пока я молодой режиссер, я иду к этой цели: работаю с разными актерами, создаю проекты, учусь управлению в сфере культуры. Рано или поздно буду ждать наших читателей в гостях у себя в театре, где я буду художественным руководителем.

Фото  || предоставлены Дмитрием Бикбаевым
Автор || Олеся Суджан @sudzhan_olesya

 

*Эту статью можно прочитать в онлайн номере журнала ЛЕТО 2021

Поделиться: