#Арсений Крайнюков. Интервью с художником

 

С Арсением Крайнюковым, как с истинным художником, можно разговаривать бесконечно. О трафике мегаполиса и хобби, помогающем сбавить ритм, о стремительном течении жизни и о том, как обычные вещи становятся символами… Обо всем. В кафе, на монтаже выставке, во время прогулки по переулкам Москвы или на паблик-токе. Уместить такие беседы в интервью – задача нереальная. Но, безусловно, можно выбрать места, достойные внимания тех, у кого пока не было возможности пообщаться с молодым и очень перспективным автором.

«Мне непременно нужно сделать так, как я не делал до этого»

 

ЕВГЕНИЯ: Весенний номер нашего журнала посвящен теме «Виртуальность против реальности», и твоя новая серия работ, где живопись совмещена с компьютерной графикой, как нельзя лучше ей соответсвует. Что хочется рассказать об этих картинах, ведь на мой взгляд, это совершенно новый Арсений Крайнюков…


АРСЕНИЙ: В серии Made of сначала я создавал персонажей от руки. Они живые, и поэтому их силуэты имеют неровности и несовершенства. Это не красавцы и красавицы. Это не идеализированный образ какого-то конкретного героя. Это народ в широком понимании. Человечество. Помимо народа живая и вся обстановка, пейзаж. А дальше идет техногенное.

Возьмем, например, портретную работу «По Млечному Пути». Здесь путь по веткам метро заменяет путешествие человека по Млечному Пути. Регулярное, функциональное и удобное замещает неизведанное и непонятное. Истинный Млечный Путь, который существует в небесах, остается непостижимым. Он живой, нерегулярный, изменчивый, такой же как люди. Но в основе работы лежит именно подмена одного пути другим. Схемы метрополитена невероятно глубоко проникают в людей. И лишь один персонаж, сохраняет в своем образе истинный Млечный Путь. Это не бросается в глаза, эта девушка похожа на остальных, но ее лицо наполнено чем-то настоящим.

“По млечному пути”, 2019

 

ЕВГЕНИЯ: Не просто с первого раза понять всю глубину идеи художника.

АРСЕНИЙ: Возможно. Мне хочется, чтобы зритель, возвращаясь к картине, каждый раз находил для себя что-то новое, как в хорошем кино. Чтобы эта многослойность приводила его к мысли о том, что он находится в несвойственном для себя пространстве, в достаточно жестком мире технологий и урбанизации.

ЕВГЕНИЯ: Этот мир схем и гаджетов вам не так близок, как тот, что отражен на более ранних работах, я правильно понимаю?

АРСЕНИЙ: Правильно. То, что было отражено в экспозиции «На Юге падают тени», я люблю безусловно. Для меня это некая изначальная и бесконечная точка. Но техногенный мир я тоже очень люблю, ведь я его часть. И практически в каждой работе из серии Made off можно найти мой автопортрет. Но несмотря на то, что я весь состою из элементов нового мира, меня все равно тянет туда, где все едят мороженое в тени живых деревьев.

Порой я фантазирую о том, как мы дойдем до такой степени прогресса, когда будем «гулять» на природе в очках виртуальной реальности и слышать запах несуществующих рядом трав. Но каким бы ни был техногенно развитым мир, в конце концов его поглотит природа с ее Млечным Путем.

“Базар”, 2018

 

“Белая”, 2019

ЕВГЕНИЯ: Почему в работах серии Made of так мало цвета?

АРСЕНИЙ: Потому что он там не нужен. Это дополнительная характеристика. А мне нужна была текстура. Черный и белый должны служить двоичным кодом, чтобы передавать мысль и не отвлекать от нее. Эстетическая красота здесь не главное. Здесь столкновение, контраст.

Я считаю, что средства должны определяться целью. Если я работаю с сюжетами, где важно передать воздух, цветность – это одно. Если пишу среднюю полосу, где больше зелени, то уже работаю немного по-другому. В графике – совсем иное. Мне важна подвижность материала. На картине я обычно прохожу долгий путь, и она меняется раз десять.

Так, я очень долго экспериментировал над тем, чтобы подобрать текстуру южного города. Акрил – жесткая техника, способная перекрывать все, пастель – наоборот. Акварель как прозрачная ширма. В совокупности эти 3 компонента работают лучше всего: где-то шероховато, где-то гладко, получается такая вибрирующая поверхность.

А вообще, я каждый раз стараюсь противоречить самому себе. Сложно развиваться и выходить за личные границы, повторяя одно и тоже. Поэтому в новых работах мне непременно нужно сделать так, как я не делал до этого. Я сомневаюсь, переписываю, откладываю работу… Но в итоге прихожу к тому, что нужно делать по-новому, а не так, как мне подсказывает уже отработанная история.

 

 Фото || из личного архива Арсения Крайнюкова
Автор || Евгения Плохих

Поделиться: