Анастасия Винокурова. Интервью с куратором

Музей русского импрессионизма осенью 2022 года подготовил выставку «Александр Савинов. Миражи» представителя Саратовской школы живописи Александра Савинова (1881–1942) и спецпроект «Миражи. Саратовская школа», раскрывающий феномен Саратовской школы живописи через представленные в экспозиции работы Виктора Борисова-Мусатова, Кузьмы Петрова-Водкина, Петра Уткина, Александра Карёва и других. В экспозиции персональной выставки Савинова собраны работы из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Саратовского художественного музея имени А. Н. Радищева, других музеев России, а также из частных собраний. Куратор выставки и спецпроекта: Анастасия Винокурова. Выставка открыта для посещения 21.10.22. – 22.01.23.

ОЛЬГА: Анастасия, имя художника Александра Савинова нельзя назвать широко известным по сравнению с его популярными современниками. Как у Музея русского импрессионизма родилась идея подготовить персональную выставку Савинова, как строилась работа?

Анастасия: Идея показать произведения Александра Савинова возникла несколько лет назад у известного московского коллекционера Романа Даниловича Бабичева. Он рассказал о ней Юлии Петровой, директору Музея русского импрессионизма, и вскоре было принято решение об организации выставки. Русское искусство конца XIX — первой трети XX столетий хранит немало подобных героев, наследие которых существенным образом расширяет наше представление о культуре того времени и одной из задач Музея русского импрессионизма является популяризация малоизвестных художников, возвращение их имен.

ОЛЬГА: Что вкладывали современники героя выставки в то определение, которым его наделили – «умиротворенный Врубель»?

АНАСТАСИЯ: Вероятно, такое определение было дано Савинову из-за его близости к художникам-символистам, стремления наполнить свои произведения иносказательными значениями и образами, а также в связи с излюбленным способом построения композиции произведений. Савинов, мастер многофигурной картины-панно, где все элементы неразрывно связаны друг с другом, будь то мизансцена, или декоративные участки фона. Истоки интереса к этой системе «ковровых» композиций находятся не только в искусстве Михаила Врубеля, которым восхищались символисты второй волны, но и в традиции европейских гобеленов. Коллекция гобеленов была представлена в саратовском Радищевском музее с которой Савинов был, безусловно, хорошо знаком. 

Савинов А. Портрет Павла Ивановича Харитоненко. Середина 1910-х. Частное собрание, Санкт-Петербург

ОЛЬГА: Савинов является представителем Саратовской школы живописи. Что определяет его яркую индивидуальность в отличие от других представителей этой школы?

АНАСТАСИЯ: По сравнению с другими мастерами Саратовской школы Александр Савинов больше вдохновлялся искусством итальянского Возрождения, чем новой французской живописью. Хотя в своей биографии и отмечал, что в ранний период находился под влиянием «мусатовского импрессионизма». Савинов стремился к большой монументальной форме, картинам-панно, на которых он хотел «запечатлеть всю красоту мира». Александр Савинов жил и творил в годы, когда в искусстве расцветали самые разнообразные направления модернизма, от фигуративных до беспредметных, однако эксперименты оказались чужды его художественному восприятию. Художник исследовал наследие великих мастеров прошлого — Микеланджело, Рафаэля, Рембрандта — и вывел для себя интересную схему:  «<…> любить жизнь, постигать ее законы, черпать из нее нужные формы и добытое изучением природы подчинять своему большому представлению, — властвуя над законами жизни, на их базе водружать свой закон — личный».

Савинов А. Купальщицы в апельсиновой и оливковой рощице. 1909–1911. Собрание Ирины Огановой, Санкт-Петербург

ОЛЬГА: Какие работы на выставке «Александр Савинов. Миражи» вы бы назвали центр-образующими? Чем вы, как куратор выставки, особенно гордитесь?

АНАСТАСИЯ: Экспозиция построена по хронологическому принципу и в каждом разделе есть свои ключевые работы. Среди произведений раннего периода я бы назвала картину «Женщина с филином», написанную в 1907 году после возвращения из поездки в Париж и Лондон, где он мог видеть работы прерафаэлитов, которые обращались к подобной довольно редкой иконографии женского портрета. В разделе, посвященной пенсионерской поездке Александра Савинова в Италию, следует отметить масштабную картину-панно «Купальщицы в оливковой и апельсиновой рощице», которую художник задумал и начал компоновать на острове Капри, а продолжил в Риме. На выставке мы также впервые покажем портрет Павла Ивановича Харитоненко, известного русского промышленника, коллекционера и мецената. Специально для каталога выставки Ольга Юркина, историк искусства, специалист выставочного отдела Музея русского импрессионизма, подготовила исследование о личности и коллекционерской деятельности Павла Ивановича и его влиянии на русское искусство начала XX века.

Савинов А. Женщина с филином. 1907. Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева

ОЛЬГА: Основная экспозиция носит название «Александр Савинов. Миражи», спецпроект получил имя «Миражи. Саратовская школа». Слово мираж происходит от французского mirage, которое в свою очередь произошло от латинского mirare, что означает «смотреть, удивляться». Так называют оптическое явление в атмосфере. В переносном смысле мираж – это иллюзия, созданный воображением обманчивый образ, желаемое, не соответствующее действительности. Каковы же Миражи Александра Савинова и Саратовской школы? В чем состоит феномен Саратовской школы живописи?

АНАСТАСИЯ: Среди многочисленных творческих объединений рубежа XIX–ХХ веков — радикального «Бубнового валета», пассеистского «Мира искусства», лирического Союза русских художников или критических передвижников — Саратовская школа стоит особняком. Об этой группе искусствоведы всерьез заговорили совсем недавно, но еще в конце 1910-х годов Игорь Грабарь писал о живописной школе, формировавшейся вокруг Радищевского музея, а Александр Савинов планировал выставки художников-саратовцев, учителем которых считал Виктора Борисова-Мусатова. Саратовская школа стала одним из направлений «нового искусства» — явлением так называемого «модернизма без манифеста». Ее представители — Алексей Карёв, Александр Матвеев, Павел Кузнецов, Кузьма Петров-Водкин, Александр Савинов, Пётр Уткин — не увлекались радикальными экспериментами, не выдвигали художественных лозунгов, ни творили свое искусство ради искусства, занимались в своем искусстве поиском «гармонической точности». Художники — «символисты второй волны» — наследовали Михаилу Врубелю, но отказались от его трагического восприятия мира. Из характерных черт живописи Саратовской школы обычно называют пристрастие к полупрозрачной серебристой гамме, некоторой миражности, внимание к растительным деталям, любовь к эффектам размытости и неясности. При этом есть и существенные различия в манерах этих мастеров. Если Александр Савинов, Кузьма Петров-Водкин, Александр Матвеев много работали в Петербурге, учились и преподавали в Академии художеств, усвоив неоклассические традиции, то Павел Кузнецов — выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества — многое воспринял от Поля Гогена, найдя собственный стиль в саратовских киргиз-кайсацких степях.

Автор || Ольга Серегина,
арт-обозреватель

 

Поделиться: