#Голоса женщинам!

В мировой истории искусства не так много женских имен. Исторически сложилось так, что раньше живопись считалась мужским делом. Женщины обычно вели “околохудожественное” существование – были музами, меценатками, жёнами и любовницами.  Конечно, время расставило все на свои места, и сейчас арт-мир представляется нам вполне естественной средой обитания для прекрасной половины человечества. Однако, вы можете вспомнить больше пяти имен известных художниц?

2-4

Софонисба Ангвиссола «Портрет сестер художницы, играющих в шахматы»

Почему-то мало кто может назвать кого-то кроме Фриды Кало, Натальи Гончаровой и Зинаиды Серебряковой. Неужели среди женщин было так мало талантливых художниц, чьи работы оценивались бы наравне или приблизительно так же, как и вышедшие из-под кисти мужчины? Действительно ли ответ кроется в отсутствии великих художниц, или дело в историческом доминировании мужчин в обществе?

Нет, смысл данной статьи не скатится к феминистическим настроениям, тем более, что это уже сделала американский историк искусств Линда Нохлин в 1971 году в злободневной статье «Почему не было великих художниц?» В этой статье хочется вспомнить некоторых ярких представительниц мира искусства, о которых вы, возможно, не слышали, но чьи работы сейчас украшают лучшие музеи мира.

Караваджо «Юдифь, обезглавливающая Олоферна»

Караваджо «Юдифь, обезглавливающая Олоферна»

Небольшое количество дошедших до нас имён талантливых художниц обусловлено, в первую очередь, тем, что женщины получили полный доступ к художественному образованию лишь в XIX веке, а до этого времени знания в области искусства можно было получить лишь в отчем доме или у близких к семье художников. Один из ярких примеров – Артемизия Джентилески, которая была дочерью художника Орацио Джентилески. С раннего детства она помогала отцу в мастерской, что позволило ему рассмотреть и развить в ней природный талант. В итоге Артемизия Джентилески вписана в историю искусств как замечательная художница итальянского барокко, последовательница Караваджо и первая женщина, принятая во Флорентийскую академию искусств.

В поисках великих художниц некоторые искусствоведы предполагают, что их и не может быть, ведь женщины слишком эмоциональны и непоследовательны и поэтому не могут сосредоточиться на одном деле. Но яркое опровержение и замечательный пример высокого женского профессионализма в эпоху Возрождения – это Софонисба Ангвиссола, ученица Микеланджело, которая с раннего детства знала, что хочет быть художницей. Начиная свой творческий путь в юности одновременно с сестрами, в отличие от них, она предпочла семейной жизни искусство и всю жизнь посвятила своему делу – училась у выдающихся мастеров своего времени и сама делилась тем, что знала и умела с начинающими художниками. В истории её становления огромную роль сыграл отец, который в тринадцать лет отдал её на обучение к знакомому художнику, а после стал для неё настоящим агентом. Судьбоносную роль сыграла и случайная встреча, а впоследствии дружба с самим синьором Микеланджело Буанаротти. Всю свою жизнь Софонисба посвятила искусству и даже в конце своего жизненного пути, оставшись совсем одна, она занималась любимым делом.

Ангелика Кауфман «Автопортрет. Между музыкой и живописью

Ангелика Кауфман «Автопортрет. Между музыкой и живописью

Один из лучших мастеров эпохи классицизма, художник, получивший свой первый заказ в 11 лет, Ангелика Кауфман очень рано стала известной на весь миланский свет, ей доверяли копировать старые полотна в герцогской галерее и писать портреты высокородным аристократам Милана. Удивительная девушка славилась не только великолепными работами, но и незаурядным умом, красотой, добротой, а также волшебным голосом.
Ангелика Кауфман по праву считается одной из основательниц Королевской академии художеств. Слава о её творчестве ходила среди всей европейской знати. Её творчество ценили и титулованные особы в России: Екатерина II и Павел, княгиня Дашкова, племянница Потёмкина, княгиня Барятинская, а Державин даже посвятил ей стихи. В Риме Ангелика подружилась с Гете, который относился к ней с глубоким уважением – великий писатель ценил ее талант и ум. «Ее глаза так умны, знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столько глубоко, а она остается непостижимо скромна…» – писал он. В 1807 году весь Рим скорбил, узнав о ее смерти. Работы Ангелики Кауфман хранятся в лучших музеях мира: Лондонской национальной галерее, Эрмитаже, Лувре, а также в частных собраниях.

Берта Моризо «Перед театром»

Берта Моризо «Перед театром»

В доме Берты Моризо все девочки получили подобающее образование, ходили на занятия по живописи, у них всегда была слышна музыка, они обсуждали новости из мира искусства и много читали. Несмотря на то, что в кругу добропорядочных буржуа считалось неприемлемым для девушки становиться художницей вместо того, чтобы выбрать карьеру верной хранительницы домашнего очага и мудрой матери, она продолжила осваивать азы искусства. Неудивительно, что эта образованная, талантливая и очаровательная брюнетка в 1869 году вскружила голову господину Мане, чье влияние позднее ощущается в ее работах, и стала его подругой и музой на долгие годы. Эдуард Мане написал четырнадцать ее портретов. И она действительно заслуживала этого. Современники писали о Берте восторженно: ее облик, манеры, стиль и голос – все в ней было восхитительно. Несмотря на то, что любовные похождения Мане были известны всему Парижу, и про него говорили, что «он любил любовь, как другие мороженое», в случае с Моризо великий художник ограничился благопристойными портретами. В 1874 году открылась первая историческая и
скандальная выставка импрессионистов. В группу выставлявшихся художников входили Сезанн, Дега, Моне, Ренуар, Писсаро и лишь одна женщина – Берта Моризо, которая до конца своих дней осталась верной выбранному направлению в искусстве.

Автор | | Александра П

*Эту статью можно прочитать в номере журнала #14. весна 2018

s

Поделиться: